Международные морские перевозки в Новороссийске
- внутренние;
- внешние перевозки в свою очередь включают в себя следующие виды перевозок: международные морские перевозки грузов, осуществляемые при экспорте и импорте товаров;
- международные морские перевозки, осуществляемые между иностранными портами.
- морские заграничные плавания;
- каботажи, которые в свою очередь включают в себя два вида: большой каботаж, плавание морских судов осуществляется между различными портами с заходом судов в заграничные порты;
- малый каботаж, представляет собой плавание судов в пределах одного или двух бассейнов, малый каботаж не предполагает заходов судна в иностранные порты.
Формы судоходства
В практике морского судоходства сложились свои базовые формы его организации. Наиболее часто используемыми формами являются:
- Линейная форма, при такой форме осуществляются морские перевозки незначительных партий грузов, представляющие из себя, как правило, готовые изделия и полуфабрикаты. Регулярная форма, такая форма применяется в морских перевозках на направлениях с регулярным грузовым потоком, т.е. осуществляя перевозки на таких линиях, суда работают более трех месяцев.
- Рейсовая форма, при осуществлении международных морских перевозок применяется форма организации потоков массовых грузов. Такие грузы, как правило, представляют собой крупные партии однородного груза, насыпные либо навалочные. Поставки грузов по такой форме имеют долгосрочные договора.
- Трамповая форма, такая форма организации используется для перевозки отдельных видов массовых грузов морскими судами. Такими грузами могут быть лес, руда и пр.
- Односторонние линии – на таких линиях используются суда лишь одной страны, либо одной судоходной компании;
- Двусторонние линии – используются суда, соответственно, двух стран или компаний;
- Конференциальные линии – когда на линии используются суда более чем двух компаний или стран
- Фрахтовая ставка, такая ставка используется с целью расчета цены морской перевозки, в сущности, является показателем уровня мирового рынка на осуществление транспортировки определенного товара морским транспортом;
- Линейный тариф, тариф кроме непосредственной цены за перевозку, включает в себя и стоимость работ по погрузке и разгрузке в портах.
- Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте;
- Правила Гаага-Висби;
- Конвенция ООН о морской перевозке грузов.
Организация и документальное оформление международных морских перевозок грузов
- направление российской организацией экспортером в адрес импортера товаров извещения о готовности к отгрузке;
- импортер в свою очередь направляет российской организации-экспортеру инструкцию, содержащую сведения об отправке, а также извещение о распределении документов;
- российская организация – экспортер оформляет и подписывает контракт с грузовым терминалом о транспортно-экспедиторском обслуживании;
- российская организация - экспортер оформляет и подписывает контракт на перевозку морским транспортом непосредственно с компанией – судовладельцем, после чего экспортер оформляет и передает судовладельцу заявку на фрахтование;
- с соблюдением определенных сроков, капитан морского судна направляет извещение о прибытии его судна в порт (нотис);
- подготовка экспортером груза для отправки на грузовой терминал сопровождается оформлением следующих документов: наряд на вывоз со склада; поручение на отгрузку;
- как только судно прибыло в порт агенты порта ведут расчет погрузочно-разгрузочного времени судна (таймшит) вплоть до окончания погрузки судна;
- когда погрузка судна закончится, капитан судна коносамент и удостоверяет его со своей стороны личной подписью и печатью;
- передача капитану судна пакета сопроводительных документов на экспортный груз (капитанская почта), такими документами при экспорте могут быть сертификаты;
- при получении груза и сопроводительных документов на груз, капитан судна передает экспортеру грузовой манифест, являющийся подтверждением получения капитаном судна документов;
- прибыв в порт разгрузки от перевозчика в адрес импортера направляется извещение о его прибытии, а также коносамент и сопроводительные документы.
- подтверждение со стороны владельца судна в принятии груза к перевозке;
- коносамент сам по себе является одним из обязательных сопроводительных документов к грузу и влечет за собой право владельца оригинала на распоряжение грузом;
- представляет собой факт заключения договора перевозки груза.

Договор международной морской перевозки (чартер)
- чистый чартер, представляет собой документ стандартной формы с подписями и не имеющий никаких изменений;
- открытый чартер, такой документ не содержит информации о грузе и о пункте назначения.
В зависимости от состава фрахтуемого судна различают следующие виды чартера:
- тайм-чартер, представляет собой договор аренды судна либо его части на срок, указанный в договоре аренды, в распоряжение фрахтователя, при таких условиях договора судно может использоваться в любых направлениях;
- майз-чартер – представляет собой договор аренды судна на срок, указываемый в договоре, в распоряжение фрахтователя, по такому договору судно арендуется с командой;
- бербоут-чартер, представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договру судно предоставляется без команды и судовладельцу выплачивается арендная плата.